Добро пожаловать в Ландшафтный Центр "САДОВЫЙ ДВОРИК"
Ландшафтный дизайн. Благоустройство. Озеленение. Садовый декор. Саженцы растений. Работаем в Донецке и Донецкой области.

Мощение - это неотъемлемая часть благоустройства приусадебного участка. Сочетание камня, декоративного кирпича и гравия с природным ландшафтом лучше подчеркивает красоту сада. Специалисты Ландшафтного центра "Садовый Дворик"  на профессиональном уровне занимаются мощением: садовых дорожек, площадок, дворов, парковок, отмосток, тротуаров, улиц и площадей. Мы готовы выполнить для Вас мощение любой сложности, и из любого материала для мощения: тротуарной бетонной плитки, клинкерного кирпича, гранитной брусчатки, природного камня, плитняка или гальки.

Мощение может выполняться из различных материалов, в зависимости от стиля сада:

Жесткие покрытия

Натуральный камень

Сегодня для мощения используют более десятка пород камня - как в обработанном (колотом и пиленом), так и в необработанном (плитняк) виде. Соответственно и фактура варьируется от грубой шероховатой до зеркально гладкой. Данный вид покрытия несколько ограничен в колористике уже самой природой, но зато большинство пород имеют широкую нюансную палитру. Например, гранит занимает спектр от различных оттенков серого до темно-красного и черного цветов. Из гранита, габбро, базальта обычно изготавливают брусчатку трех стандартных размеров, а также плиты для мощения. Вулканическое происхождение ставит покрытия из этих пород вне конкуренции по прочности и долговечности.

Монолитное бетонное покрытие

Его применяют, как правило, для въездной дороги для автомобиля, переходящей в площадку перед гаражом, а также для дорожек для частого хождения в "ключевых" зонах, например, между входом и домом на участке.

Бетонный камень

Близкий по свойствам к натуральной брусчатке, но менее дорогой бетонный камень занимает свое достойное место в ряду твердых покрытий. Изделия выпускаются различных форм и размеров, что позволяет создавать и широкие прямые дороги, и извилистые узкие тропки. Кроме того, бетонный камень успешно применяют при строительстве основных транспортных "магистралей" участка.

Тротуарная бетонная плитка

Наиболее популярным материалом для мощения пешеходных дорожек можно назвать тротуарную бетонную плитку. От остальных видов жестких покрытий ее отличает богатое разнообразие форм и расцветок. Более того, в последнее время производители тротуарной плитки стараются, и не без успеха, преодолеть основной недостаток бетона - его относительную недолговечность - путем применения цементов и специальных наполнителей. Существует два основных вида бетонной плитки - вибропрессованная и вибролитая. Различные по технологии изготовления, что видно из названия, они обладают и непохожими свойствами.

Главная функция вибопрессованной - декор. Недостаток прочности и морозоустойчивости компенсируется эстетическими возможностями применения этого материала. Брусчатка, кирпич, волна, ракетка, соты - ассортимент представленных на отечественном рынке форм тротуарных плиток позволяет воплотить самые яркие и неожиданные идеи в организации ландшафтного пространства. К тому же на небольших предприятиях по Вашему заказу могут изготовить плитку практически любого цвета.

Вибролитая плитка значительно прочнее вибропрессованной. И связано это не только с иным, более долгим и сложным процессом созревания бетона, но и с применением вместо традиционного песка или щебня гранитной крошки и пластификаторов. Подобная плитка гарантирует десять лет безупречной службы. Однако при укладке необходимо обратить внимание на то, чтобы между элементами не застаивалась вода: это может привести к преждевременному разрушению покрытия. Материал хорошо переносит значительные нагрузки, поэтому используется даже при строительстве дорог.

Клинкерный кирпич

По своему составу представляет собой хорошо обожженную глину и обладает высокой прочностью. Его цвет варьирует между охристым, красным и синевато-черным. Это один из самых дорогих материалов. Кирпич - универсальный материал, кладка из него выглядит привычной, но специальный кирпич, например, синего цвета, даст более сильный эффект.

Дерево

В последние годы оно стало очень популярным покрытием. Древесина придает ландшафту "экологический" подтекст. Данный способ мощения декоративен, но естественно, уступает каменным и бетонным поверхностям в прочности и долговечности.

Подготовка основания

Основание дорожки должно быть правильно подготовлено - это обязательное условие долговечности покрытия. Мощение жестких садовых дорожек проходит по единой схеме: разметка линии дорожек, снятие грунта, заложение многослойного "фундамента", укладка материала поверхности.

Первый этап, разметка линии дорожек в соответствии с ландшафтным проектом, - кропотливая, "ювелирная" работа, требующая идеальной точности. Границы прямых дорог намечаются нитками и колышками, сложных волнистых - любым светлым порошком (алебастром, песком).

Затем снимается грунт. Глубина закладки основания дорожки, иначе, толщина снимаемого слоя почвы зависит от многих факторов: типа грунта, вида и толщины фундамента и покрытия, функционального назначения дорожки. Так, для автомобильной дороги необходима глубина не менее 50 см, а для пешеходной достаточно и 15-20 см. Также нужно решить: выше или ниже уровня поверхности земли будет находиться покрытие. Ландшафтные дизайнеры придерживаются в этом вопросе полярных точек зрения. Одни считают, что низкие дорожки смотрятся аккуратно и позволяют стричь газонную траву около бордюра, другие же утверждают, что в этом случае на дорожке будет неминуемо скапливаться дождевая вода.

Далее на утрамбованное дно траншеи кладется многослойный фундамент. Основной нижний слой - бетон или щебень. Жесткая цементная основа рассчитана на века. Положенными на нее садовыми дорожками сможете пользоваться не только вы, но и в будущем Ваши дети и внуки. Однако она дороже щебеночной и с большим трудом поддается изменению. А вот дышащая мягкая основа из щебня заменяется без труда, но срок службы покрытия не превышает 15 лет, по истечении которых возможны смещения и трещины.

Затем следует слой песчано-цементной смеси. Иногда между ними прокладывают слой геотекстиля - специального материала для дорожного строительства, который препятствует вымыванию песка и обеспечивает необходимый дренаж. Специалисты рекомендуют застилать им также и дно траншеи, что позволяет предотвратить проседание щебня или гравия в грунт.

На последнем этапе укладывается собственно покрытие садовых дорожек, начинается "игра" с материалом. Для увеличения срока службы дорожек часто используются также водоотталкивающие покрытия: матовое, полуматовое либо блестящее. Им, как паркет лаком, покрывают дорожки, причем процедура повторяется каждый год.

Мягкие покрытия

Мягкие покрытия - это мелкие камни (галька, гравий и щебень), а также песок и мульча (кора, древесная щепа, скорлупа орехов). Преобладающим материалом для подобного рода мощения является мелкий натуральный камень: галька и щебень. Покрытия мягкого типа в отличие от брусчатки и плитки - насыпные. Они позволяют "разбрасывать" дорожки в произвольных направлениях, создавать площадки, не ориентируясь на величину плитки. Чем меньшей фракции материал, тем удобнее идти.

Покрытие кладется на подготовленное основание тонкими слоями, каждый из которых трамбуется катком или виброплитой. Недостаток мягкого мощения - недолговечность и подверженность изменениям. Впрочем, непостоянство покрытия легко компенсируется. Для этого достаточно время от времени просто досыпать наполнитель.

Комбинированные покрытия

Это сочетание жестких и мягких покрытий в одной дорожке. Применяют его, во-первых, в эстетических целях: чтобы избежать монотонности. Если, например, нужно визуально сократить дорожку, ее разбивают площадками из материалов разных фактур, размера и цвета. Мелкая отсыпка служит органичным переходом от формованного бетона к живой зелени. Но есть и практическая цель: вдоль больших мощеных площадок галечная отсыпка играет роль дренажа (под ней можно спрятать и дренажную трубу). Иначе примыкающий газон размывался бы водостоком.

 
 

Бордюр

Желательна отбивка дорожек бордюром чуть выше уровня или на одном уровне с плоскостью поверхности. Эта мера позволяет дополнительно укрепить дорожку. Однако стоит иметь в виду, что бетонные закладки в грунт нарушают циркуляцию грунтовых вод. Особенно страдают от этих "вторжений" растущие на участке большие деревья. Поэтому не стоит перегружать участок излишним количеством дорожек с плотным мощением. И еще одно условие долговечности дорожек: деформационные швы. Грунт подвижен и при жестком мощении, особенно на бетон, на длинной дорожке неизбежно появление трещин, Чтобы этого не произошло, через каждые 2-3 метра дорожку разделяют, например, поперечно уложенной деревянной доской, укрытой под верхним слоем покрытия. Такой способ обеспечивает необходимую подвижность и гибкость, исключая разрывы.

При использовании насыпных покрытий, например, гальки и мульчи, также целесообразно обрамлять дорожки по краям бордюром. В этом случае покрытие, во-первых, не расползается и, во-вторых, не зарастает травой. Бордюром могут служить, например, крупногабаритные гранитные бруски. Их цвет хорошо гармонирует с серой по тону галькой. Другая возможность - применить специальные профильные элементы. Их заглубляют в землю на один штык лопаты. Клинкерный кирпич также удобен при окаймлении насыпного покрытия. Бордюр будет особенно красив, если, как на снимке, кирпичи уложить в наклон, чтобы на поверхности они выступали зубцами.

Ландшафт может быть выполнен с применением одного или нескольких покрытий. Важно, по мнению профессионалов, помнить, что даже самая изысканная дорожка - неотъемлемая часть общего ландшафтного "организма". Поэтому при ее устройстве важно учитывать не только технические параметры участка и общую эстетическую концепцию, но и весь сценарий жизни владельцев.

Дорожки можно подразделить на следующие виды:

  • Тропинка с несплошным покрытием. Прокладывают там, где дорожка нужна, но пользоваться ей будут редко. На расстоянии шага укладываются отдельные плитки, плоские камни или древесные круги (спилы толстых бревен).
  • Бетонное покрытие. Обычно используют бетонное покрытие для строительства капитальных дорожек, площадок для стоянки автомашины.
  • Покрытие из брусчатки, камня.
  • Плиточное покрытие.
  • Мягкое покрытие (гравий, галька, кирпичная крошка и т.д.). Предназначены в основном для пешеходных дорожек.

 Дорожки и площадки в саду имеют важное функциональное значение. Они классифицируются по функциональному назначению:

  1. Площадки для отдыха - обычно расположены в тихих местах и оборудованы садовыми скамьями. Около таких площадок размещают наиболее декоративные элементы - цветники, группы из декоративных кустарников, перголы и трельяжи, альпийские горки, водоемы и т.д.
  2. Площадки для пикников - площадки достаточно большого размера (в зависимости от предполагаемого числа гостей), которые используются для пикников на открытом воздухе и оборудованы стационарной или переносной садовой мебелью. При устройстве этих площадок надо учитывать необходимость частичного затенения (обычно с южной стороны) для создания более комфортных условий в жаркую солнечную погоду. Они также оформляются наиболее декоративными садовыми элементами.
  3. Спортивные площадки - площадки узкоспециализированного назначения для занятия различными видами спорта. Форма, размеры разметка и покрытие площадки зависит от ее специализации. При размещении спортивной площадки надо учитывать необходимость ее ориентации по линии север-юг для создания более комфортных условий для игроков.
  4. Детские площадки - площадки для игр детей на свежем воздухе. Они располагаются на солнечных местах и оборудованы специальным инвентарем (качели, шведские стенки, песочницы и т.д.) При озеленении детских площадок нельзя использовать растения с ядовитыми цветами, плодами или листьями. С шипами и колючками.
  5. Хозяйственные площадки - площадки, предназначенные для временного складирования материалов и инвентаря, для хозяйственных работ и другой деятельности. Эти площадки обычно изолируют (живыми изгородями, оградами или трельяжами) от декоративной части сада.
  6. Площадки для автомобилей - размер этих площадок определяется предполагаемым количеством и размером автомобилей.

 Цены на мощение зависят от нескольких факторов. Первой составляющей цены мощения является материал дорожного покрытия. Стоимость мощения гранитной брусчаткой или галькой значительно больше цены мощения тротуарной плиткой или клинкерным кирпичем. Кроме того, цена мощения зависит от вида почвы на участке. Если грунт пучинистый, то стоимость подготовительных работ по мощению придется увеличить, дабы избежать проблем при разрушении мощения силами морозного пучения. Большую роль в стоимости мощения играет и назначение мощения и предполагаемая нагрузка на него. Так например цена подготовительных работ для мощения тротуарной плиткой садовых пешеходных дорожек или тротуаров, может быть значительно ниже, чем цена подготовки под мощение парковки или проезжей части улиц и площадей. Кроме того цена мощения напрямую зависит от рисунка мощения и от конфигурации дорожек и площадок. Чем сложнее рисунок мощения садовой дорожки и ее конфигурация, тем выше цена мощения.